Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Библиотечная система Коношского района"

Коношская центральная районная библиотека
им. Иосифа Бродского

30.12.2019   13:56

Праздничная пища

Пища, которая готовилась к календарным праздникам, включая воскресные дни, семейным торжествам и обрядам жизненного цикла, считалась праздничной. О ней мы расскажем на примере валдеевской праздничной пищи.

Особенно большое разнообразие было присуще мучным изделиям. Пшеничная мука была редкостью, поэтому и пироги из белой муки пеклись очень редко, даже на праздники.

Самыми распространенными были пироги на сочнях. На ржаных сочнях пекли пироги с крупой: сверху крупу поливали сметаной, края сочня защипывали кругом. Сочни со смесью сметаны, простокваши и ячменной муки назывались попадюшки. Пекли так называемые двойные пироги – квашенники. Ржаной сочень намешают на воде, наскут тонко, на него выложат ячменное тесто, намешанное на мелу. Ржаные сочни с одной сметаной назывались пустынками.

Делали также гороховые и житные (ячменные) сочни. В них пекли пироги «на боку»: тесто разляпают, положат на одну половину начинку, а другой закроют. Пекли картовник «на боку».

Пироги с начинкой внутри «загибали» и «гнули», называли их «ляпок» или ласково «ляпочек». Губник загибали из соленых грибов, толокник из толокна, сырник из творога. Сахарником назывался пирог, посыпанный внутри сахаром. Ляпок с гороховой мукой именовали мучником, а с разваренным горохом, растолченным в ступе, —  гороховиком.

Пирогов на праздник пекли много и самые разные. Масла не жалели, сдабривали пироги им от души. Самым праздничным пирогом считался рыбник. Без него не обходился ни один праздник. И самым уважаемым был рыбник из щуки. На свадьбу пекли рыбник из трески и обязательно соловатники. Соловатники «бросали в челядишко», т.е. детям полакомиться давали. Праздничной едой были и оладьи. Их пекли из ячменной муки и картофеля, обычно одну и большую во всю сковороду.

Все пироги и хлеб пекли на поду. Исключение составляли шаньги и полевахи, их пекли на опекальной сковороде, так как делались они из жидкого теста.

Праздничным мясным блюдом был холодец из ножек и головы коров, поросят, овец. Всегда на праздник варили суп.

По праздникам делали и ржаной кисель. «Ржи намешают на жерновах так, чтобы крупинками было, намочат и процеживают. Остатки разводят молоком и варят кисель. Разливают в блюда. Когда ссядется, подают на стол».

Валдеево всегда славилось своим пивом. Это был единственный употребляемый алкогольный напиток. Варили его вскладчину на  свадьбу и на Покров день. Кто-либо из соседей предлагал: «Давай пива обмочим». В зависимости от того, сколько пива «решили обмочить», столько брали малёнок ржи (малёнка – полупудовая мера веса). Рожь обмачивали в озере, а после того как вымокнет, рассыпали в избе и она прорастала. Белые ростки отирали, а солод сушили на овине, затем провевали на мельнице как крупу. Варили пиво в дольниках и только на озере. Солод заливали смуглой (чуть теплой) водой и нагревали раскаленными на огне камнями. Процесс пивоварения продолжался весь день. В дне дольника было небольшое отверстие, затыкавшееся штырем. Через это отверстие сливали сусло, когда оно было готово. Сусло было самым вкусным безалкогольным напитком и, безусловно, любимым лакомством детей. Из густого сусла, после засыпки хмеля и процесса брожения получали первый сорт пива – густое. Вторым заходом делали жидкое сусло: снова в дольник нальют воды и подкипятят нагретыми камнями, из такого сусла делали II сорт пива – жидкое. В третью очередь делали сусляный квас, также отличавшийся своими вкусовыми качествами.

После того как пиво выходит, его перекладывали, процеживали через сито и разливали в бочки, имеющие два дна. «На перекладках мужики так напробуются пива, что еле ноги домой принесут».

Информанты в один голос заявляли, что никаких особых блюд на свадьбу не делали, лишь рыбник из трески и соловатники. Однако готовились к ней долго, и отличалась она от других праздников еще большим обилием еды и пива.

Вся праздничная пища отличалась качеством продуктов – подавалось все самое лучшее – и ассортиментом блюд.

Для написания статьи использована информация жительниц валдеевских деревень: Ноговициной Марии Федоровны, 1907 года рождения, Ивко Надежды Тихоновны, 1916 года рождения, Козенковой Евдокии Егоровны, 1921 года рождения, записанная автором в 1999-2000 годах.

Елена КОЗЬМИНА, краевед.

Фото предоставлено Валдеевской библиотекой-филиалом МБУК «Библиотечная система Коношского района»