Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Библиотечная система Коношского района"

Коношская центральная районная библиотека
им. Иосифа Бродского

30.04.2020   18:35

Железная дорога

В годы Великой Отечественной войны Северная железная дорога приобрела стратегическое значение. Она связывала северные порты с центром. По ней осуществлялась перевозка военных грузов, поступающих в Архангельск от союзников по Ленд-лизу. В декабре 1941 г. сдана во временную эксплуатацию Печорская линия, по которой поставлялось топливо – уголь из Печорского каменного бассейна.  Станция Коноша стала узловой. Железнодорожный узел был бы намного значительнее, если бы осуществилось планируемое строительство железной линии Коноша-Ленинград. Согласно документам Райисполкома, в июле 1941 года была создана специальная комиссия по отводу земли для полосы отчуждения для этого направления. О начале работ свидетельствует сохранившаяся насыпь. Но строительство было прервано и больше не продолжалось. В 1942 году было начато строительство вторых путей на участке Коноша-Обозерская, на которое в порядке трудгужповинности направлялись люди и лошади. Протяженность данного участка 285 километров. В 1943 году было начато строительство Южного переезда для автомобильного транспорта в п. Коноша. Построена погрузочная площадка на станции Коноша.

Безусловно, война внесла свои коррективы в работу железнодорожного транспорта. До войны произошла замена железнодорожной техники. На смену маломощным «овечкам» – серия «ОВ» – пришли паровозы серии «Щ», а в 1939 году локомотивы серии «Э». Они водили поезда весом до 1500 тонн. Паровозы работали на угле. В годы войны вновь пришлось перейти на дрова, для чего на складах топлива были оборудованы электропилы типа пилорам. Рабочий день железнодорожников составлял 10-12 и более часов. За прогул или опоздание спрашивали по законам военного времени. Ударный труд поощрялся дополнительным пайком. Поводов для подобных поощрений существовало немало. Из газеты «Сталинский ударник» за 1944 год: «Машинист Коношского Депо тов. Коротких 3 апреля провел тяжеловесный состав от станции Коноша до Вожеги весом 1820 тонн, провез сверх нормы 420 тонн груза, техническую скорость перевыполнил на 7 км. Машинист тов. Попов, 4 апреля провел тяжеловесный состав весом в 1410 тонн от  Няндомы до Коноши с перевыполнением технической скорости на 8 км».

В период Отечественной войны немало женщин заменили железнодорожников-мужчин, ушедших на фронт. Женщины работали на складе топлива и справлялись с полученной работой. Например, бригада Анастасии Анисимовой, Екатерины Липуновой на подаче дров на паровоз выполняли норму от 127 до 150%. Были женщины и среди кочегаров, машинистов, токарей. Решение кадрового вопроса, остро стоящего в военные годы, проходило и путем обучения молодого поколения. Так, в начале 1942 года решением Райисполкома, в Няндомскую школу ФЗО железнодорожного транспорта направлялась молодежь в возрасте 16-17 лет в количестве 25 человек для обучения специальности плотников, старших рабочих связи, кондукторов.

На заготовку дров для ж/д транспорта и другие нужды станции и железной дороги мобилизовались колхозники соседних с железной дорогой сельсоветов. В качестве других нужд в первую очередь необходимо рассматривать борьбу со снежными заносами. Обеспечение бесперебойного движения  ж/д транспорта было одной из наиважнейших задач. К решению этой проблемы подключался Исполком Райсовета. Вот выдержка из одного его решения: «Привлечь с 1 декабря 1941 года граждан обоего пола. Мужчин от 16 до 50 лет, женщин от 16 до 45 лет и транспорт колхозов, хозяйственных организаций п. Коноша, поселка Лесозавода №10, в сельских советах: Глубоковский, Кремлевский, Давыдовский, Перхинский, Подюгский, лесопункты 29-39 км Волошской ветки, Валдиевского  сельсовета к платной трудгужповинности для выполнения работ на очистке железнодорожной станции и путей от снежных заносов». Был разработан специальный план по борьбе со снежными заносами. Снег грузился в вагоны и вывозился со станции. В феврале – марте 1943 года мобилизация проводилась дважды, сроком на три дня, в количестве 400 и 650 человек.

Для написания статьи использованы материалы Государственного архива Архангельской области, книги «Архангельская область в годы Великой Отечественной войны» и С.Н. Конина «Коноша и коношане», статьи из газеты «Сталинский ударник» 1944-45 гг.

Елена КОЗЬМИНА, краевед.