Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Библиотечная система Коношского района"

Коношская центральная районная библиотека
им. Иосифа Бродского

28.11.2019   13:58

Славянская колонизация коношского края

Первыми были ильменские, новгородские славяне. Их влекли на Север «мягкая рухлядь» (драгоценная пушнина), «рыбий зуб» (моржовые клыки), сало морских зверей, ценные породы рыб. За то, что они отправлялись в путь за добычей на лёгких гребных судах – ушкуях, их прозвали ушкуйниками. По крайней мере, два из трёх путей ушкуйников на Север проходили через наши земли: через озеро Воже и реку Ковжу (более подробно об этом можно прочесть в книге В.Н. Булатова «Русский Север»). После набегов ушкуйников состоялись три этапа новгородской колонизации: княжеская (боярская), народная (крестьянская), монастырская.

Памятники новгородской колонизации сохранялись на наших землях вплоть до XX века. Древние новгородцы, продвигаясь на север, ставили крест, обозначавший новую границу новгородских владений. Со временем такой крест, освященный седой стариной, становился местной святыней. С.Н. Конин писал о ротковчанке П.П. Гавриловой, она помнила крест, о котором заботились как о святыне. Тот крест знаменит был тем, что поставлен был на месте такого же, более древнего, а тот в свою очередь, стоял на месте еще более древнего креста.

Другими путями шла Ростово-Суздальская или «низовская» колонизация, опиравшаяся на просвещение «Дикой и Лешей Чуди» светом христианского учения. Ростово-Суздальское княжество тоже решило получить доходы от освоения Севера. Изучая антропогенные типы, учёные пришли к выводу, что «низовская» колонизация прошла по востоку нынешней Архангельской области: по рекам Двина и Вага до Емецка и Пинеги. Подвергались ли наши восточные земли – тавреньгские, хмельницкие и подюжские – влиянию этой колонизации? На этот вопрос могут ответить только дополнительные исследования.

Этнограф А.А. Шустиков, побывавший в тавреньгских деревнях в 1894 году, писал, что не сохранилось никаких письменных актов о начале заселения данной местности. Однако таврежане рассказали этнографу интересную историю. В древние времена из города Белозерска прибыли в Тавреньгу три человека, чтобы управлять Чудью и всем народом, поселившимся здесь. Первый – Шестаков, поселился в шести верстах от нынешней деревни Зелёной Боровской, отчего то место, где он жил ещё в конце XIX века звалось «шестаковым …». Другой – Стогов, поселился близ местности Олюшино (в прежние времена эта местность входила в Тавреньгскую волость). Третий – Распопа, поселился около нынешней Пономарёвской. Предание о первом колонизаторе – Шабане – сохранилось и в Хмельниках. В честь него названа была деревня Шабанова Гора (ныне д. Синцовская).

Время сохранило для нас вторую – чудскую – сторону этой истории. По преданиям, близ Ильинской Глубоковской церкви, что около д. Даниловская Кремлевской волости, была пустошь Чупха или Чудиха, где жили «чуди», следы их жилья были заметны в начале ХХ века. Еще в XIX  веке жителей д. Прилук Тавреньгской волости называли «чудями». Шустиков пишет, что главным их занятием была охота, а не земледелие как у славян, да и наружность их резко отличалась от жителей прочих деревень.

Славянское переселение носило мирный характер. Земли хватало всем. Во-первых, потому, что местное население было крайне редким, и, во-вторых, потому, что занятия у этих двух народов были разные. Финно-угорские племена не изгонялись и не истреблялись. Славяне и чудь учились жить вместе, проходя вместе сложный и длительный процесс смешения. Происходило ославянивание края. Многие элементы культуры местного финно-угорского населения органично вошли в состав формировавшейся древнерусской культуры Севера. Русские же переселенцы принесли высокие производственные и культурные бытовые навыки.

Шустиков А.А. «Тавреньга Вельского уезда», 1895 год.

«Прилучанин [житель тавреньгской деревни Прилуки – Е.К.] – роста высокого, а житель других деревень – среднего, даже, пожалуй, несколько ниже среднего. Голова у прилучанина большая, несколько сплюснутая со лба к затылку, у прочих же голова среднего размера, круглая и с прямым лбом. Глаза у прилучан открытые, большие, серо-зелёного цвета, тогда как у прочих в большинстве карие и хотя встречаются серые, но с голубым отливом. Волосы у прилучан тёмные, у прочих – русые, даже несколько рыжеватые. Бороду носят прилучане узкую и длинную, но волосы на ней редкие, у прочих же борода широкая и густая. Нос у прилучанина большой, несколько клювом, у прочих умеренный и прямой или сдёрнутый кверху – «куронос». Верхняя челюсть у прилучанина резко выделяется вперёд. Отличительными признаками того и другого типа можно отметить ещё то, что у прилучан слишком длинны ноги, сравнительно с туловищем, у прочих наоборот: несоразмерно длинно туловище, в особенности живот, отчего все вообще «таврежана» носят кличку в других местах [Вельского – Е.К.] уезда «брюханы» и «векшееды». Ещё можно упомянуть о некотором различии в держании себя при разговоре прилучанина и таврежанина: таврежанин говорит спокойно, даже лениво, прилучанин же при разговоре ежеминутно жестикулирует, размахивая руками».

Изображение из открытых источников интернета.